О нас Услуги Партнеры Список клиентов Публикации Контакты

"ПОЗНАЙ СЕБЯ"

(статья опубликованая в журнале "Golf Style Next")

Существует мнение, будто для того, чтобы сделать свою жизнь более значимой, надо иметь врождённый талант. Дескать научиться этому невозможно. Но как раз этому-то обучиться можно.

Чем, кстати, успешно занимаются десятки тысяч «белых воротничков», бизнесменов и управленцев в благополучных развитых странах, прибегая к услугам индивидуального «коуча». Популярность коучинга на Западе такова, что традиционный прежде вопрос «Кто твой психоана- литик?» трансформировался сегодня в другой – «Кто твой коуч?»

ИСТОРИЯ КОУЧИНГА
Это понятие пришло в бизнес из спорта, где coaching означает «тренировать, наставлять». Двадцать лет назад Тимоти Гэллвей, профессор Гарвардского университета, а также большой знаток тенниса и гольфа, написал книгу «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), за которой последовала «Внутренняя игра в гольф» (The Inner Game of Golf). В этих книгах он пересмотрел традиционное представление о коучинге, который прежде рассматривался только как передача тренером технических навыков игроку. Определение «внутренний», вынесенное в названия обеих книг, указывает на то, что подразумевается не техника, а психологическое состояние игрока: «Соперник в собст- венной голове куда страшнее того, что находится рядом на гольф-поле». Тем, кто играет в гольф, не надо объяснять, о чем идет речь. По мнению автора, тренер (коуч) должен помочь избавиться игроку от внутренней неуверенности, тогда и проявятся скрытые способности. И повышать техническую нагрузку уже не потребуется. Сэр Джон Уитмор, всемирно-известный консультант и коуч, вдохновленный идеями Гэллвея, применил этот подход к бизнесу. Именно он определил суть коучинга как «раскрытие потенциала человека для максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться». Так принципы из спорта были перенесены в бизнес, а затем и в личную жизнь.

ЗАДАЧИ КОУЧИНГА
Коуч, индивидуально работая с клиентом, не пытается устранить проблемы своего подопечного. Неразрешимые жизненные проблемы он трансформирует в обычные задачи, которые клиент решает, как и многие другие. Но изначально для этого надо найти внутренние ресурсы. И главная цель коуча – помочь клиенту обнаружить их, а по мере обретения уверенности решать уже новые – не проблемы, а задачи, которые ставит перед ним жизнь. И это не только полезно, сам процесс этого движения вперед интересен и приятен. Такое «партнерство по развитию» позволяет человеку обрести уверенность, а в контексте бизнеса – значительно повысить свою эффективность как работника, как партнера, как творческой личности, наконец. Большинство людей не решаются сделать и шага без директивного указания. По оценкам западных аналитиков, отсутствие индивидуальной инициативы очень часто становится причиной нереализованных проектов, потери выгодных заказов, то есть потенциальной прибыли. Но неправильно считать, что коучинг – инструмент для изменения сознания только персонала. К услугам личного коуча сегодня прибегают многие из тех, кто олицетворяет собой успех. И несмотря на свою сверхпопулярность, коучинг по-прежнему значится в реестре эксклюзивных услуг. Индивидуальный подход к клиенту и разработанная только для него программа доступны далеко не каждому. Такие корпорации, как IBM, Marriott International, Glaxo Wellcome регулярно используют эту проверенную технологию для повышения эффективности работы. Во многих западных компаниях создаются департаменты и отделы внутрикорпоративных коучей, занятых лишь одним – подготовкой ярких индивидуалистов, в составе команды стремящихся к общей цели. И в России коучинг начинает внедряться в компаниях, использующих самые передовые технологии не только производстве, но и в управлении. Светлана Чумакова, президент Международной академии коучинга, а также партнер компании «3wayC», представляющей Международную федерацию коучинга (ICF) в России, сообщила: «Хотя темпы распространения коучинга в нашей стране замедлены, такие российские компании, как "ВымпелКом", "Очаково", "Комус" и целый ряд других, весьма успешно используют коучинг».

ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА
Но коуч – не корпоративный психоаналитик. Он не копается в далеком прошлом клиента, а работает только с настоящим и будущим.Слушая клиента, коуч задает вопросы, помогая ему сконцентрироваться на главном. Он постоянно оказывает эмоциональную поддержку, «сопровождает» подопечного в его поисках решения задачи и выходов из сложных ситуаций. Коуч стимулирует поиск альтернативных решений, тем самым заставляя клиента искать новые возможности. Вопросы формулируются так, что человек начинает рассматривать ситуацию с разных сторон, замечая то, что прежде не видел. Коучинг помогает определить приоритеты, выбрать из возможных вариантов лучшие, спланировать собственные действия и с постоянной заинтересованностью выполнять их в жизни. Согласитесь, без этого невозможно оптимизировать бизнес. Кстати, еще одно преимущество коучинга – мобильность: эффективные сессии можно проводить по телефону, но, конечно, при одном непременном условии: коуч и клиент должны хорошо знать друг друга. Для нас «коучинг» по-прежнему экзотичный термин, но в офисах западных фирм и транснациональных корпораций он столь же привычен, как «аффидавит», «гудвилл», «таньема» и многие другие профессиональные слова современных бизнесменов. Российские топ-менеджеры, принявшие международные правила рыночной игры, успешно используют традиционные в мировом бизнесе инструменты. И скоро они будут вынуждены принять еще одно правило – повышать эффективность работы с помощью коучинга. Алла Кузнецова, партнер компании «3WayC», рассказала о трансформации, которую претерпел коучинг в России: «Специфика российского менталитета (любая психологическая помощь – едва ли не признание собственной слабости), традиции взаимоотношений (открытость и парадоксальная готовность довериться первому встречному) и, наконец, такие черты национального характера как эмоциональность, экстремальность и т. п., смоделировали российскую версию коучинга. Если американский стиль, учитывающий традиционный культ индивидуализма и privacy, исповедует подчеркнуто нейтрально-беспристрастное отношение к клиенту, то особенность российского – готовность оказать клиенту эмоциональную поддержку. Если, конечно, она потребуется. И подобная корректировка дала ощутимые результаты в работе с российскими клиентами»

Компания 3WayC - Консалтинг, Коучинг, Кросс-культурологическое обучение, Москва, Consulting, Coaching, Cross-Cultural Training, Moscow, Russia
© 2005-2011
Design Oborina.ru